Мобилография — это искусство фотографирования и съемки видео на мобильный телефон для продвижения бизнеса или личного бренда. Нужно не просто «щелкнуть» случайный кадр, а создавать качественный контент с использованием возможностей современных смартфонов.
В Казахстане эта сфера только набирает обороты, но уже успела привлечь внимание многих. Это не удивительно, ведь современные смартфоны позволяют создавать фото и видео, не уступающие по качеству профессиональным камерам, а соцсети превращают этот контент в поток «бесплатных клиентов» для бизнеса.
Спрос и предложение
Одним из маркеров востребованности профессии является то, что ежемесячно 12 000 человек в Казахстане вбивают в Google запрос «мобилограф». Еще 1 800 человек ищут ответ на вопрос «кто такой мобилограф». Это едва ли не крупнейшие показатели среди всех запросов о профессиях.
Почему такой бум? Все очень просто. Как явление, мобилография появилась с популяризацией TikTok и Reels. Сейчас любой предприниматель и любой бизнес могут набирать десятки тысяч, а то и миллионы просмотров, не вкладываясь в рекламу и не имея подписчиков. Нужно просто снимать много контента и публиковать его в TikTok и Instagram. При этом зачастую решает именно количество контента, а не его качество.
Из-за этого в крупных городах всегда открыто сотни вакансий, которые предлагают работу мобилографам, а спрос значительно превышает предложение. Крутые мобилографы работу не ищут, они уже где-то работают и зарабатывают, что дает шанс новичкам. Из-за высокого спроса малоопытные специалисты также востребованы на рынке.
Хочу стать мобилографом – с чего начать
Мы уже разобрались, кто такой мобилограф, теперь поговорим, как ним стать. Для этого нужны конкретные навыки. К ним относятся:
- умение качественно снимать фото и видео на телефон;
- навыки монтажа видео и обработки фотографий с помощью мобильных приложений;
- умение отслеживать тренды и находить все новые и новые идеи для контента.
Бонусом будет разработка авторского стиля, умение снимать в разных форматах, а также артистичность и харизматичность в кадре.
Обучиться профессии мобилографа можно на специализированных курсах. Советуем обращать внимание на качество курсов и выбирать те, которые предоставляют глубокие практические знания, обратную связь от опытных специалистов, а также создание вашего личного портфолио еще во время обучения. Инвестиции в образование в этой области могут стоить дорого, но они окупаются, благодаря высокому спросу на рынке.
Альтернативный путь в профессию
Если у вас нет возможности купить курс, или вы считаете, что можете обойтись без этого, то для получения первой работы вам нужно просто создать портфолио. Заведите аккаунты в ТикТок и Инстаграм, и начинайте снимать видео так, будто вы уже работаете мобилографом. Снимайте обзоры на магазины и товары, устраивайте опросы на улицах, танцуйте, придумывайте скетчи.
Лайфхак! Чтобы вам было легче искать идеи для контента, выберите для себя 2-3 мобилографа, чья работа вам импонирует, и пытайтесь делать то же самое. Если будет получаться креативно и интересно, работодатели найдутся очень быстро.
Какое оборудование нужно
Теперь о главном инструменте мобилографа — смартфоне. Не думайте, что нужен самый дорогой и современный гаджет. На самом деле, многое зависит от умения пользоваться тем, что у вас есть. Да, конечно, дорогие смартфоны с хорошими камерами облегчают задачу, но ключевое — это ваше мастерство и креативность. Например, один из мобилографов начинал снимать на iPhone 13 и уже после нескольких заказов окупил затраты.
Совет! В качестве смартфона лучше выбирать продукцию Apple. Камеры в флагманах Samsung и Google снимают не хуже. Однако Instagram и TikTok ухудшают качество фото и видео, сделанных на устройствах Android. А вот контент с iPhone соцсети сжимают не так сильно.
Кроме смартфона, вам понадобится дополнительное оборудование: стабилизатор для съемки, внешний микрофон для лучшего качества звука, штатив и, возможно, дополнительное освещение. Это позволит вам создавать профессиональный контент, который сможет выделить вас на фоне других мобилографов. Также, если формат контента предусматривает ваше участие в кадре, то вам потребуется напарник-оператор.

И о приятном – монетизация
Итак, вы освоили мобилографию, у вас есть необходимое оборудование и портфолио. Что дальше? Пора зарабатывать! Мобилография открывает широкие возможности для монетизации.
Самое первое и основное — вы можете заниматься созданием контента для социальных сетей. Многие бренды и компании стремятся создавать уникальный контент, который поможет им выделиться в информационном потоке. Также сейчас стали популярными фотосессии на мобильный телефон для инстаграм-страничек блогеров и бизнесменов.
Форматы сотрудничества с клиентами могут быть разные:
- Полная занятость. Вы работаете на конкретного человека или на конкретный бренд полный рабочий день. Пишите сценарий, снимаете, монтируете, публикуете, фотографируете, обрабатываете, публикуете. И так каждый день, по кругу, для одного работодателя.
- Фриланс. Вы находите клиента, которому нужно, например, 10 публикаций в месяц. Вы приехали, отсняли контент, на следующий день смонтировали, обработали, и в определенные дни выкладываете его в соцсети. Таких клиентов можно одновременно вести несколько.
- Блогер. Вы ведете собственный блог в TikTok и Instagram, снимаете и публикуете то, что вам нравится. Когда у вас начинает получаться, а ваш контент смотрят десятки тысяч людей, к вам начинают обращаться клиенты, чтобы вы поснимали их бизнес, и опубликовали этот контент на своей странице. Обычно речь идет об определенном периоде сотрудничества, или определенном количестве постов.
Кроме этого, есть варианты работы с медиахолдингами, рекламными и PR-агентствами. Наконец, обучение и мастер-классы — это еще один способ монетизации. Поделитесь своими знаниями и опытом с другими, кто хочет научиться мобилографии. Это не только поможет вам заработать, но и укрепит вашу репутацию в этой сфере.
Где искать заказы
Для мобилографов, которые ищут заказы и возможности для работы, есть несколько популярных площадок:
- Freelance-сайты вроде Naimi.kz, Upwork и Fiverr предлагают широкий спектр заданий для фотографов и видеографов, в том числе для тех, кто специализируется на мобилографии.
- Доски объявлений «Kaspi Объявления» или OLX также могут быть полезными для поиска как фриланс-работы в области мобилографии, так и полноценной занятости.
- Рекрутинговые порталы такие как qyzmet.kz и hh.kz также содержат множество вакансий мобилографов, как правило на полную занятость.
- Местные газеты и паблики в социальных сетях полезны в маленьких городах. Именно там чаще всего публикуют вакансии от местных работодателей.
Сколько платят мобилографам
Что касается оплаты, она может сильно варьироваться в зависимости от вашего опыта, качества предоставляемых услуг и конкретного заказа. Например, начинающий мобилограф может зарабатывать скромные 20 000 тенге за одно задание, в то время как более опытные специалисты взымают в разы больше.
Что касается регулярной занятости, то в 2025 году ситуация следующая:
- мобилографам на полный рабочий день работодатели готовы платить от 300 000 до 800 000 тенге;
- если есть примечание, что график гибкий, частичная занятость или нужно выполнять определенные KPI, то платят от 100 000 до 250 000 тенге в месяц.
Таким образом, мобилография может быть как дополнительным источником дохода, так и полноценной профессиональной деятельностью для опытных исполнителей.
Как зарабатывать больше
Много денег зарабатывает два вида мобилографов:
- Мобилограф-блогер. Выше мы уже рассказывали кто это. Им платят много, поскольку здесь идет не просто работа по созданию контента, а продвижение клиента сквозь призму популярности мобилографа. Если вы сумели раскрутить себя, значит знаете как это делать и с большей вероятности сможете популяризовать своего клиента. За такую работу берут от 1 до 5 млн тенге за одну неделю, зависимо от степени вашей узнаваемости.
- Мобилограф в кадре. Если вы не просто снимаете бизнес своего работодателя, а также находитесь в кадре, то со временем вы гарантированно обретаете узнаваемость и вам придется платить больше, либо вас с радостью переманят другие работодатели. Ну или вы заведете собственный аккаунт и, уже имея базовую узнаваемость, превратитесь в мобилографа-блогера.
Тренды и будущее мобилографии
Итак, что же ждет мобилографию в будущем? Похоже, что только взлет! Видите ли, люди все больше и больше используют социальные сети, а там главное – это визуальный контент. Фотки, видео, все такое. И мобилография идеально вписывается в эту тенденцию. Она позволяет быстро и просто создавать крутой контент. Плюс ко всему, смартфоны становятся все умнее, а их камеры – всё мощнее. Это значит, что возможности для мобилографии будут только расти.
А еще, заметьте, тренды в мире цифровых технологий идут к упрощению и удобству. Мобилография как раз об этом. Не нужно быть профессиональным фотографом, чтобы создать что-то крутое. Именно поэтому многие считают, что за мобилографией – будущее цифрового контента.
А если вы хотите узнать о других интересных профессиях, прочтите эту статью.