Кто такие НПС в видеоиграх и в реальной жизни

Если вы хоть раз играли в GTA, Skyrim, Fallout или любую другую компьютерную игру, то наверняка встречали НПС. Они могут продать вам меч, выдать задание, пожаловаться на жизнь или просто бродить по городу. 

В чем особенность этих персонажей, зачем они нужны, какими они будут в играх будущего и почему этой аббревиатурой описывают некоторых реальных людей. Давайте разбираться.

Кто такие НПС и как они появились

НПС (от англ. Non-Playable Character, NPC) — это неигровые персонажи видеоигр, которыми управляет программа, а не человек. Для главного героя они могут быть союзниками, противниками или случайными прохожими. Каждому из НПС разработчики прописывают определенную роль в игре, реплики и поведение. 

Впервые неигровые персонажи появились еще в настольных ролевых играх 1980-х годов, где их задача сводилась к выдаче реплик и заданий. С развитием компьютерных игр, они научились двигаться, разговаривать и реагировать на действия игрока.

Виды НПС: от торговцев до врагов

В играх встречается множество типов неигровых персонажей, и каждый из них по-своему оживляет виртуальный мир. Их можно условно разделить на фоновых — тех, кто создаёт атмосферу, и сюжетных — ключевых для прохождения.

  • Торговцы и мастера — сюжетные или вспомогательные НПС, которые продают оружие, броню, зелья и апгрейды. Без них сложно выжить в суровом мире фэнтези или зомби-апокалипсиса.
  • Квест-гиверы — сюжетные НПС, выдающие задания. Через них развиваются события и прокачивается герой игрока.
  • Враги и противники — от мелких монстров до мощных боссов. Это тоже сюжетные НПС, просто с агрессивным сценарием поведения и сложным алгоритмом действий.
  • Союзники — НПС, которые сражаются на стороне игрока, сопровождают его или помогают в выполнении миссий. Это могут быть как сюжетные герои, так и временные напарники.
  • Фоновая массовка — прохожие, стражники, жители деревень. Они создают ощущение живого мира, особенно если у каждого есть свой распорядок дня и уникальные реплики.
  • Интерактивные НПС с ИИ — более продвинутые фоновые персонажи, которые реагируют на действия игрока и могут менять поведение, как, например, в Red Dead Redemption 2 или The Last of Us.

Независимо от роли, каждый НПС наполняет игру событиями, эмоциями и атмосферой, без которых виртуальный мир казался бы пустым и безжизненным.

Как создают неигровых персонажей

Работа над НПС начинается со сценаристов. Они придумывают герою характер, цели, реплики и место в сюжете. Затем художники создают внешность, а аниматоры и программисты “оживляют” персонажа, наделяя его движениями, реакциями и голосом.

Хорошо проработанному НПС обычно присущи:

  1. Харизма и уникальность. Персонаж запоминается, если говорит и ведет себя реалистично.
  2. Циклы жизни. Персонаж, который утром идет в лавку, днем работает, а вечером сидит в трактире, воспринимается как живой человек.
  3. Озвучка. Настоящий голос помогает глубже погрузиться в мир игры. Один и тот же персонаж, озвученный по-разному, может производить разные впечатления.
  4. Искусственный интеллект. Некоторые НПС умеют реагировать на поведение игрока, что делает их более правдоподобными.

Будущее НПС: ИИ, динамика и персонализация

С развитием технологий и искусственного интеллекта нас ждет новое поколение НПС, которые:

  • будут говорить вживую, генерируя фразы в реальном времени;
  • запомнят, как вы к ним относились, и изменят свое поведение в зависимости от этого;
  • станут персональными — у каждого игрока появятся уникальные персонажи, которых не встретит никто другой.

Мемы и TikTok: как НПС стали культурным феноменом

За пределами гейминга аббревиатура НПС превратилась в популярный интернет-мем. В TikTok можно найти десятки роликов с хештегом #NPC, где люди специально двигаются и говорят, как игровые персонажи: повторяют одну и ту же фразу вроде «I don’t have money for that», зависают на месте или делают механические жесты.

Также в соцсетях фраза “он как НПС” часто используется, чтобы описать человека, который ведет себя шаблонно, словно следует заранее прописанному сценарию. В разных ситуациях такие сравнения могут быть и безобидной шуткой, и колкой насмешкой, и вполне серьезным оскорблением.

НПС — это душа игрового мира, наполняющая его историями, эмоциями и событиями. Благодаря им мы ощущаем себя героями в самых простых моментах, когда, например, заходим в таверну за кружкой пива.